Список форумов www.Discostars80.com

www.Discostars80.com

Добро пожаловать на новый форум!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

VINYL & CULT

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.Discostars80.com -> Фан-ресурсы о звёздах 80-х
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
invisible_man
Site Admin


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 15.07.2009
Сообщения: 246

СообщениеДобавлено: Чт Окт 31, 2013 2:16 pm    Заголовок сообщения: VINYL & CULT Ответить с цитатой

интересная группа в контакте попалась со статьями про винил:
http://vk.com/vinylcult

Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия", образованная в 1964 году и обладающая монопольным правом на производство и распространение грампластинок в СССР, имела в 80-х годах в своем распоряжении уже восемь заводов: Московский (МОЗГ), Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Тбилисский, Бакинский, Таллиннский завод музыкальных кассет, а также 8 студий грамзаписи, расположенных в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, Вильнюсе, Таллинне, Ташкенте, Тбилиси и Риге. Существовали также еще и две звукозаписывающие студии в Киеве и Ереване. Кроме того, "Мелодии" принадлежали и предприятия оптовой торговли (так называемые, Дома грампластинки, число которых к тому времени достигло восемнадцати: по одному - в столицах союзных республик и несколько в РСФСР), распределявшие грампластинки и аудио-кассеты по магазинам страны.

На территории бывшего Советского Союза грампластинки, выпускаемые фирмой "Мелодия", продавались в более чем 35 тысячах торговых точках страны, большая часть которых (около 65%) распространялась через сеть государственных магазинов (около 3 тысяч), 13% от общего количества реализовывались через 12 тысяч торговых предприятий потребкооперации, а 10% - через 20-тысячную сеть киосков "Союзпечати". К сожалению, грампластинки не были выделены в особый вид товара, а магазины практически не несли никакой ответственности за их хранение и были материально не слишком заинтересованы в их реализации. К тому же, до 1976 года тираж новых пластинок, выпускаемых на "Мелодии", определяли редакторы фирмы, от мнения которых зависело, ЧТО и СКОЛЬКО следует выпускать. Подобная практика привела к тому, что к середине 70-х годов этот процесс принятия решений стал настолько субъективным и неэффективным, что для придания ему хоть какой-то видимости объективности и обоснованности в 1976 году было принято решение об образовании, так называемой, тиражной комиссии. В состав этой комиссии входили представители Министерства культуры СССР, Министерства торговли СССР и РСФСР, представители Союза композиторов, Центросоюза, В/О "Международная книга", работники фирмы "Мелодия" и ее ведущих предприятий, Центрального Дома грампластинки и других заинтересованных организаций. Возглавлял же эту комиссию зам. генерального директора фирмы "Мелодия".

К сожалению, доля пластинок с новыми записями составляла всего 5% от общего объема выпускаемой фирмой "Мелодия" продукции. К тому же, крайне неэффективный механизм социалистической системы ведения хозяйства (от этапа определения потребительского спроса до поступления готовой продукции в магазины) на практике приводил к тому, что на весь этот производственный цикл требовалось столько времени, что новые пластинки к моменту их продажи уже успевали морально устареть и потерять статус популярных. Все это, в результате, создавало, так называемый, ДЕФИЦИТ, а с другой стороны - приводило к появлению огромных залежей никому не нужной продукции.

Выпуск же в СССР лицензионных долгоиграющих пластинок (лонгплеев) зарубежных исполнителей начался в 1973 году, когда наше государство присоединилось ко Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. Причем, тиражи издаваемых в СССР лицензионных пластинок определялись специальной комиссией, (так называемым Советом по лицензиям, организованным при фирме "Мелодии", в который входили композиторы, музыковеды, исполнители, работники Министерства культуры, фирмы "Мелодия", а также некоторые московские филофонисты), на основе договоров, заключаемых с зарубежными фирмами грамзаписи (лейблами) внешнеторговым посредником "Мелодии" - В/О "Международная книга". Вполне естественно, что условиями этих договоров выпуск лицензионных пластинок в СССР ограничивался не слишком большими для нашей страны объемами, причем без права их повторных переизданий, но на практике эти требования соблюдались далеко не всегда.

Любопытно, что первоначально приобретение пластинок и лицензий в капиталистических странах задумывалось всего лишь, как средство стимуляции экспорта советской продукции, а деловое сотрудничество предполагалось вести только с западными фирмами, с которыми у нашей страны установились хорошие долговременные деловые отношения. Но, поскольку средства на эти цели выделялись из госбюджета весьма незначительные, то большинство этих пластинок априори становились дефицитными. Кроме того, львиную долю импорта лицензий составляли записи классической музыки. Как сообщал бюллетень фирмы "Мелодия" в 1982 году: "…Ежегодно подписываются контракты на 30 и более названий общим тиражом более одного миллиона экземпляров. Закупаются лицензии, прежде всего, у тех фирм, которые в свою очередь, активно работают в своих странах с советскими записями…"

Тем не менее, к началу 80-х годов на фирме "Мелодия" по лицензии были выпущены альбомы таких популярных зарубежных групп и исполнителей, как Paul McCartney & WINGS, John Lennon, URIAH HEEP, MANFRED MANN'S EARTH BAND, BEE GEES, SMOKIE, SKY, ABBA, BONEY M, ERUPTION, SILVER CONVENTION, TEACH IN, BROTHERHOOD OF MAN, Diana Ross, Gloria Gaynor, Adriano Celentano, Eric Clapton, Elton John, Cliff Richard, Demis Roussos, Barbra Streisand), Dalida, Joe Dassin, Mireille Mathieu, Amanda Lear, Donny Osmond, Miles Davis, Duke Ellington, Billy Holyday и др.

Всего же в СССР было выпущено по лицензии около 450 наименований грампластинок самых разных музыкальных стилей и направлений - от симфонической, оперной, камерной музыки, до эстрады, джаза, поп-музыки, диско и рока. С 1982 года Генеральным директором фирмы "Мелодия" был назначен бывший заведующий отделом культуры ЦК ВЛКСМ - Валерий Васильевич Сухорадо (р. 28 января 1941 года в Москве), от которого во многом зависела вся издательская политика фирмы. Именно с его приходом ситуация в этой области стала меняться в лучшую сторону, когда в середине 80-х увеличился объем выпускаемых дисков джазовых, эстрадных и роковых музыкантов, но классический репертуар, по-прежнему, занимал не менее половины всей лицензионной продукции. А в 1984 году "Мелодия" прекратила выпуск гибких грампластинок, которые к этому времени совершенно потеряли потребительский спрос, и с этого же года все диски стали выпускаться в индивидуальных конвертах...

...Много вопросов в среде советских филофонистов 80-х, да и 90-х, возникало по поводу цветов пятаков "Мелодии". Считалось, что цвет пятачков отражал качество записи и номер тиража (или матрицы) выпускаемых пластинок. Лучшими по качеству считались черные, а затем шли - синие, красные и т.д. Эти слухи опровергались в свое время в журналах, но, тем не менее, многие коллекционеры так и остались при своем мнении.
Позднее, стали считать, что цвет пятачка на пластинках "Мелодии" означал только принадлежность продукта к заводу-изготовителю. Так, например:
- синие пятаки выпускал МОЗГ (Московский Опытный Завод Грамзаписи);
- белые - в основном Рижский завод;
- желтые - Ташкентский завод;
- розовые - Апрелевский завод и т.д.

Что касается черного цвета "серединки", то такие пластинки выпускали и Апрелевский, и Рижский заводы, и Московский Опытный.

Скорее всего, цвет пятачка не означал ничего. За исключением экспортных пластинок.
В свое время вышло специальное внутриотраслевое распоряжение, что на экспорт (которым в основном и занимался МОЗГ - там стояли первые "серьёзные импортные пресс-станки" фирмы "Туликс-Альфа" - и частично Апрелевка), продукция должна выпускаться с темно-синими, либо с черными этикетками. Поэтому типография поставляла им в первую очередь эти особые этикетки с синим и черно-матовым "Пантоном".

Счиаталось, что культура производства на Ташкентском и Тбилисском заводах оставляла желать лучшего, поэтому продукцию на экспорт они не выпускали вообще. Но на самом деле, это было не так. Просто доля экспортных тиражей, размещаемых на этих заводах была мизерной.

Что же касается первичности-вторичности "мелодийных" заводов, то матрица (первичная) могла спокойно отправиться, допустим, в Ташкент и оттуда поступал первый тираж. Были случаи, когда изготавливали несколько "матриц" для разных заводов одновременно. Так, что "первая копия" и "допечатка", касаемо "Мелодии" - весьма условные понятия. Но в тогдашней тусовке коллекционеров ранжир совдеповских дисков (по выпускающим заводам) был таким:
- МОЗГ;
- Ленинградский ЗГ;
- Рижский ЗГ;
- Ташкентский з-д им. Ташмухамедова;
- Тбилисский (хотя нужно отметить, что этот подворотный по своей сути завод, выпустил практически всё и вся, что только можно было из закупленного запада).
А самым негодным считался, почему-то, АЗГ (Апрелевский з-д). Совершенно незаслуженно, надо сказать.

Если же говорить о технологии производства виниловых пластинок на фирме "Мелодии", то она была следующей.
В студии с помощью специального станка Ortofon магнитная фонограмма преобразовывалась в механическую запись на лаковом диске (лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке). Диск отправлялся на завод, там он гальваническим способом покрывался тонким слоем серебра, и после этого с него снималась первая и единственная негативная копия. С помощью этой негативной копии изготавливались семь никелевых позитивных оригиналов. С каждого из этих оригиналов можно было снять 20 матриц (итого 140), с помощью которых можно отпечатать пластинку максимальным тиражом 140 тысяч экземпляров. (Максимальный тираж - понятие достаточно условное. По разным причинам матрица не всегда полностью использовалась).

Если же этот тираж был недостаточен, то с семи позитивных никелевых оригиналов снимали не матрицы, а 49 негативных копий (по семь с каждой), с каждой из этих копий изготавливали семь позитивных никелевых оригиналов (итого 343) и потом 6860 матриц (343х20), обеспечивающих максимальный тираж в 6 миллионов 860 тысяч экземпляров. В этом случае грампластинка являлась шестой копией лакового диска, а чем длиннее цепочка копий, тем ниже качество звучания...

_________________
everything is possible beyond the invisible...
welcome to www.discostars80.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.Discostars80.com -> Фан-ресурсы о звёздах 80-х Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS